"Час кода" в нашей школе


2018-2019 уч.г.

Урок цифры  (Час кода) в нашей школе

Ссылка на сайт: урокцифры.рф 
В школе во всех классах прошли тематические уроки, на которых по традиции мы обсудили современные достижения в области ИТ; возможности, которые открываются перед современным человеком; необходимость владения ИТ-технологиями, компьютерной грамотностью; современные профессии; посмотрели агитационные ролики; ученики прошли тренажёры на сайте урокцифры.рф. Ребята, которые не успели пройти все уровни, имели возможность дома выполнить всё задание полностью, показать именной сертификат и фото с последних пройденных уровней и получить оценку пять!
 Чтобы привлечь к акции как можно большее число участников, заинтересовать учеников информатикой, познакомить с новыми сервисами, привлечь к изучению программирования, показать необходимость владения информационно-коммуникационными компетенциями и   компьютерной грамотностью,  для развития информационной культуры учащихся  во всех моих классах были проведены дополнительные мероприятия.
Большинство инициатив были проведены в рамках уроков и внеурочной деятельности. Придерживаясь темам уроков (согласно планирования), отступив от учебников и стандартных заданий, ученикам были предложены разнообразные творческие задания, направленные на развитие логики, алгоритмического мышления, изучение программирования, взаимопомощи.
Для меня как для учителя участие в акции это всегда возможность дать ученикам нечто большее, выходящее за рамки тем уроков. Очень важным является то, что при получении новых знаний, изучении новых сервисов, используется деятельностный подход. Ученики большую часть знаний добывают самостоятельно, а учителю отводится роль тьютора.

2 классы
1.                  Анимированная открытка. Ребята познакомились с программой PowerPoint и научились создавать анимированные новогодние открытки. Для этого они из фигур создали зимний фон слайда, разместили снеговика из кругов, линий, трапеции и треугольника, фигурную надпись «!С Новым годом!», настроили анимацию, которая позволила постепенно появиться снеговику. Получились очень красочные анимированные открытки, созданные руками учеников. Вернувшись после занятия в свой класс, ребята восторженно рассказывали о своих достижениях!
2. BlocklyGames. На внеурочных занятиях ребята в визуальной среде BlocklyGames при помощи блоков пробовали программировать. Это первый этап перед знакомством со Scratch, которую мы начнём изучать с конца января. А помогать нам в этом будут ученики из 8 класса, которые уже освоили данную среду.
3. Кодирование информации в виде ребусов. Ученики 2-х классов на внеурочном занятии учились сначала разгадывать закодированную в виде ребусов информацию (изучили обозначения, используемые в записи ребусов), после чего самим составляли ребусы, оформляя их в текстовом редакторе MS Word и создавая анимацию в презентации MS Power Point.

3 классы
4. Проект «Умная вещь». Ученики 3-х классов уже по сложившейся традиции участвует в проекте «Умная вещь». После обсуждения на уроке современных гаджетов, бытовой техники и новых технологий ребята получили домашнее задание – придумать свою «умную вещь» - электронное устройство, которое было бы очень полезна в современном мире. Нужно было нарисовать проект своего изобретения и описать возможности и характеристики. Дома ребята должны были нарисовать и описать ту «умную вещь», которая по их мнения была бы очень полезной. На следующем уроке ребята представили своим одноклассникам проекты: показали свои рисунки, описали свои изобретения, выслушали комментарии и дополнения одноклассников. Были проекты, которые могли помочь людям с ограниченными возможностями («Робот-поводырь», «помощник по дому» и т.п.), также были и совершенно фантастические работы («Школа будущего», в которой учителя могли читать мысли учеников). Такие уроки всегда получаются очень интересными с оживлёнными дискуссиями учеников. Те ребята, которые не принесли изначально свои работы, сами захотели обязательно рассказать о своей «Умной вещи» на следующем уроке.
5.  Кодирование информации «Загадки». Ученики з-х классов сначала разгадывали загадки, а потом составляли загадки сами и оформляли их в Power Point.

5 классы
6. Викторина «В мире кодов». Викторина проводилась как с образовательной,  так и воспитательной целями: повышение мотивации к изучению информатики, воспитание успехом, развитие умений работать в команде, умение договориться. Ученики 5 класса были разделены по своему желанию в команды по 5 человек. Ребятам были предложены задания, за которые команды получали баллы: 1- разгадать ребусы; 2 –расшифровать анаграммы и объединить полученные термины в группы; 3- определить правильно пословицы и объяснить их смысл; 4- разгадать кроссворд; 5-расшифровать фразы. Ребята справились успешно со всеми заданиями.  Царила атмосфера спортивного азарта. Все ученики, кроме двух, активно работали в своих командах. Т.о. проявились два ученика, для которых сложно работать в группах. Это то, на что мне в дальнейшем как учителю нужно будет обратить особое внимание.
7. Опыт участия в сетевых проектах. Две команды стали финалистами всероссийского сетевого проекта, в ходе которого ученики научились работать с разными онлайн сервисами (ментальные карты, онлайн-доски, google-документы, онлайн карты и др.), узнали, что такое графы, научились решать ряд задач с помощью графов. Это был первый опыт участия в таких проектах. Ребятам очень понравился данный вид совместной работы. В итоге мы зарегистрировались ещё в двух сетевых проектах, которые будут в 3-ей четверти.
8.   Первые пробы в робототехнике. Благодаря наборам, которые мы получили по итогам ФЕСТИВАЛЯ КЛУБОВ 2018, ребята получили возможность после уроков оставаться для конструирования и выполнения своих первых проектов. Это только начало. Постепенно мы сначала выполним все описанные в пособии проекты, а потом будем придумывать свои! Работа со схемами вырабатывает силу воли, т.к. порою если не получается сразу добиться желаемого результата, приходится кропотливо сидеть и разбираться. Но потом столько положительных эмоций и гордости, когда программа начинает работать правильно и датчики подают нужные сигналы.

8 классы
9.    Конкурс видеороликов «Безопасность в сети Интернет». Ученики изучили технологию скрайбинг, подготовили текст по теме, сделали аудиозапись, нашли и изучили программы для создания скрайбинг-презентаций. В результате получились замечательные агитационные видеоролики по теме «Безопасность в сети Интернет». В рамках акции «Час кода» были подведены итоги конкурса. Все ролики получились достойными, поэтому все участники получили дополнительную оценку «5» по информатике. Ребята с оромным удовольствием смотрели работы своих одноклассников. Путём голосования был определён победитель, который получил грамоту и сувениры проекта «Твой курс» (футболку, блокнот, ручку и значок).
10.  Эссе «Программирование – вторая грамотность». Ученики 8 классов приступили к изучению темы «Алгоритмы и исполнители». Следующая тема будет «Язык программирования Паскаль». С целью пропедевтики восьмиклассники получили домашнее задание: поразмышлять над фразой Ершова «Программирование – вторая грамотность». Свои размышления им необходимо оформить в виде эссе. Перед этим им нужно найти информацию о А.П. Ершове.
11.  Игра-тренажёр «Основы логики». На сайте К.Полякова интересный тренажёр для закрепления действий основных логических операций.
12.  Алгоритмы и исполнители. Исполнители Чертёжник и Робот. В среде Кумир на примерах исполнителей Чертёжник и Робот изучаем основные виды алгоритмов.
13. Знакомство с ЯП Pascal. Следующая наша тема, в ходе которой будем осваивать алгоритмические структуры языка и строить блок-схемы.

9 класс
14.      Видеоролики. Ребята создавали видеоролики о своём классе или о себе. Это небольшой видеорассказ с фотографиями, видеонарезками, титрами и комментариями. Свои работы ученики демонстрировали перед классом.
15. Вики-сёрфинг.  Для изучения теоретического материала по теме «Программирование» ученикам было предложено в рамках регионального вики-сёрфинга выполнить следующее задание:
·   Войти в Википедию на странице с темой «Программирование», прочитать статью.
·    Найти в этой статье слово, фамилию или факт, о котором вы ранее ничего не знали.
Перейти по ссылке на статью об этом слове или факте. Прочитать её и найти уже новый факт.
· В программе PowerPoint оформить свой «маршрутный лист» по пройденным страницам Википедии и поделиться знаниями с одноклассниками.
16. Готовлюсь к ОГЭ по информатике. Были организованы дополнительные занятия для подготовки к ОГЭ.
17.  В мире исполнителей.  Учимся выполнять задание 20.1 в ОГЭ по информатике.

10 класс
18.  Создаём буклеты. В редакторе MS Office Publisher нужно было создать буклеты на темы «Компьютерные вирусы и защита от них», «Защита информации».
19. Триггеры в презентациях. Очень важно грамотно оформлять и преподносить (демонстрировать) результат своей работы на публике. Очень часто презентации используют для наглядности при выступлении с докладами. К сожалению, не всегда презентации достойно выглядят, и, зачастую, портят впечатление о презентуемой работе. Ученики 10 классов вспомнили правила оформления презентаций. Новым для ребят стало применение  триггеров в презентациях.
20. Авторское право. С 10 классом мы провели традиционный семинар «Авторское право на интеллектуальную собственность». Мы обсудили существующие законы по защите авторских прав на интеллектуальную собственность; в группах разобрали предложенные ситуации (кейсы) и проанализировали, что было сделано по закону, а что нет; выполнили небольшой тест. Ученики активно участвовали в дискуссии. Многое для них стало открытием.

11 класс
21.  Готовлюсь к ЕГЭ по информатике. Были организованы дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ.
22. Творческая мастерская. Google-сервисы. Ученики создали google-документы «Машина Поста и машина Тьюринга», тест «Алгоритмы» с помощью google-формы, презентацию по теме «Куда пойти учиться. Мой выбор», в которой рассмотрели свои возможные маршруты и перспективы на дальнейшее обучение.
23.  Создаём google-сайты. В 10 классе ученики изучали HTML и создавали сайты, записывая теги в блокноте. В этом году ученики учатся пользоваться конструкторами, а знания HTML применяют для редактирования кода.
24. Программируем на ЯП Pascal. Основы программирования в нашей школе ученики изучают на примере языка программирования Pascal (free pascal и ABC pascal). Школьники решают задачи, записывая код программы на языке программирования и строят блок-схемы.
25.  Графика и анимация на ЯП Pascal. Ученики 11 класса социально-экономического профиля изучают основы программирования на примере графических возможностей языка программирования Паскаль. При изучении циклов получается анимация.
26. Создаём модели в среде ООП lazarus. Ученики 11 классов при изучении темы «Моделирование и формализация» сначала создают компьютерные модели с использованием различных приложений, а потом переходят к знакомству с объектно-ориентированной средой программирования Lazarus. Старшеклассники начинают изучение с простых проектов (например, создать калькулятор, выполняющий основные арифметические операции), постепенно переходя к более сложным.
27. Графика и анимация на С++.
28. Онлайн-тестирование «Безопасностиь в сети Интернет». Ученики всех классов прошли онлайн тестирование и получили именные сертификаты. Мы уделяем особое внимание вопросам безопасности в сети Интернет, т.к. каждый ученик пользуется интернетом в школе, дома, на своём телефоне. Итогом наших бесед, видеолекций и др. мероприятий по вопросам безопасности, стало тестирование на сайте единыйурок.дети.
29.  Тестирование по профориентации. Ученики 10-11 классов приняли участие во всероссийском тестировании, направленном на помощь в профориентации. Ученики с удовольствием читали информацию с результатами тестирования и личными рекомендациями. Очень надеюсь, что полученная информация поможет им в выборе профессии.
30.  Знакомство с атласом профессий. Профориентационный тест «кто ты в IT?»
31. Волонтёрское движение. Во всех классах организована взаимовыручка. Ученики 8 классов помогут ученикам начальных классов в изучении Scratch. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ действует правило «Понял и научился сам, помоги другому». Во всех классах на уроках действует принцип взаимопомощи. Ученики с удовольствием помогают одноклассникам разобраться с возникшими сложностями.

  



2017-2018 уч.г



Акция «Час кода» пройдет в России уже в четвертый раз. Акция проводится совместно Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Министерством образования и науки РФ в партнерстве с ведущими компаниями российской ИТ-отрасли: «Лаборатория Касперского», «Майкрософт», «Кодвардс» и «Зептолаб».
С 4 по 10 декабря 2017 г. во всех школах проводятся специализированные уроки информатики, на которых дети познакомятся с азами программирования. В этом году школьникам наглядно продемонстрируют, что информационные технологии — это инструмент создания будущего и незаменимый помощник людей. Особый акцент в видеоуроке, выполненном в стиле скрайбинга, сделан на искусственном интеллекте и его взаимодействии с человеком. Крупнейшие компании ИТ-отрасли объединились в рамках этой социальной инициативы, поскольку понимают, как важно повышать технологическую грамотность школьников, рассказывать о доступности и простоте современных методов и инструментов программирования.
В этом году игровые задания тренажера также разделены на три уровня сложности, в зависимости от возраста участников: для младшей школы с 1 по 4 класс, для учеников 5-7 классов, а также для детей и подростков 8-11 классов.
Помните, программирование — это проще, чем кажется. Стоит только попробовать! Присоединяйтесь и станьте частью успешного будущего!

информация с официального сайта акции часкода.рф 

Создай свою историю в Scratch (Скрэтч)
Scratch позволяет программировать собственные интерактивные истории, игры и анимацию и делиться своими творениями с другими представителями Интернет-сообщества. Скретч это проект группы Lifelong Kindergarten в MIT Media Lab. Среда распространяется бесплатно. 
Видео уроки в Scratch:

https://scratch.mit.edu/ - сайт проектов Scratch (Скрэтч)



Отчёт по проведению акции "Час кода - больше, чем урок!" (ссылка)













2016-2017 уч.г


Акция «Час кода» пройдет в России с 5 по 10 декабря уже в третий раз. Акция проводится совместно Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Министерством образования и науки РФ в партнерстве с ведущими компаниями российской ИТ-отрасли: «Лаборатория Касперского», «Майкрософт», «Акронис» и «Зептолаб».
Акция направлена на формирование и поддержку интереса молодежи к изучению информатики и программирования, а также на повышение престижности ИТ-специальностей в глазах молодых людей. Участие в акции «Час кода» — это уникальный шанс для каждого ученика почувствовать себя частью большого и значимого события, заявить о своих способностях, осознать важность изучения информатики для своего успеха в будущем и в течение одного часа овладеть азами программирования в простой, увлекательной форме, доказав себе и окружающим, что программирование доступно и интересно. 
 В ходе акции в школе пройдут тематические уроки информатики и дополнительные мероприятия, посвященные информационным технологиям. Учащиеся в ходе акции узнают больше о программировании и о современных профессиях, связанных с ИТ. Также учащиеся могут пройти интерактивный тренажер на сайте акции часкода.рф и www.it4youth.ru.

Помните, программирование — это проще, чем кажется. Стоит только попробовать! Присоединяйтесь и станьте частью успешного будущего!

Веб-квест "Мастер кода"
8 - 11 классы (ссылка на веб-квест)

Увлекательный онлайн курс-знакомство

Специально для кампании "Больше, чем урок!" подготовлен увлекательный онлайн курс-знакомство "Неделя кода" для педагогов и учащихся, желающих познакомиться с несколькими языками программирования (Kodu, С#, Python, Visual Basic, Java и др.). 
Курс подготовили талантливые студенты и преподаватели центра при Тольяттинском государственном университете, которые будут рады принять и сопровождать всех желающих обучаться с 5 по 18 декабря.

Профориентационный тест "кто ты в IT" - http://buduguru.org/test   


Профессиональная карта интернета: интересный рассказ об отраслях и специалистах, которые требуются для работы в них http://buduguru.org/areas

Интерактивный атлас по профессиям будущего  http://atlas100.ru/

Поздравляем!!!
Команда 10А заняла третье место в региональном  хакатоне (конкурс по информатике) по созданию мобильных приложений в среде App Invertor 2, который прошёл 10 декабря 2016 года в рамках всероссийской акции "час кода".
 
Урок «Час кода»
Во всех классах пошли тематические уроки, которые традиционно начинаются с беседы об актуальности и целях данной акции, стремительном техническом прогрессе 21 века, современных профессиях и т.п. В разных классах (2-11), в зависимости от возраста, ребята посмотрели видеолекцию и профориентационные мультфильмы с дальнейшем обсуждением. Используя материал, размещённый на сайте акции часкода.рф, с учениками младших классов мы разобрали, что такое алгоритм и какие они бывают на примерах русских сказок; с учениками средних классов – обсудили естественные и формальные языки программирования, какие языки программирования бывают, что с их помощью создают; со старшеклассниками - поговорили о современных профессия, познакомились с атласом профессий и прошли профориентационный тест.  Все ребята на уроке попробовали пройти онлайн-тренажёры на знакомство с базовыми понятиями программирования «Искатель сокровищ» и «Майнкрафт» (на сайтах акции часкода.рф и www.it4youth.ru).  Тем, кто не успел на уроке пройти тренажёр до конца, было предложено пройти тренажёр дома, сделать селфи с результатом и отправить преподавателю по электронной почте. Т.о., все ребята получили возможность почувствовать себя успешными в азах программирования, дойдя до последнего уровня, а также вспомнили, как отправлять электронные письма с прикреплёнными файлами. Все, кто прислали свои селфи с пройденными последними уровнями, получили оценку «5» за умение составлять алгоритмы. Было решено не ограничиваться одним уроком и продолжить работу в этом направлении. Т.к. очень важно замотивировать детей на изучение программирования, было необходимо показать в ходе акции, что  мы живём в век информационных технологий и технического прогресса. Для того, чтобы быть успешным в современном мире, нужно владеть современными технологиями, обеспечивать безопасность и достоверность информации, знать устройство компьютера.
  
Ученики должны понимать, что нашей стране необходимы специалисты, которые будут создавать технические устройства, обслуживать их, умело пользоваться ими, писать программы для работы этих устройств. Для того, чтобы программа стала востребованной, она должна иметь удобный интерфейс, быть привлекательной и простой в использовании. С учётом всего этого, были продуманы различные мероприятия и проекты:
Знакомство с атласом профессий
Ученики 8-11 классов  ознакомились с профессиональной картой интернета (отрослями ипрофессиями, которые требуются для работы в них), интерактивным  атласом профессий будущего (http://atlas100.ru)  и атласом IT-профессий  (http://buduguru.org). О многих профессиях ребята даже не слышали. Читая описание профессий, об обязанностях специалистов, необходимых качествах и навыках, ребята открыли для себя много интересных и востребованных на рынке труда профессиях. Для старшеклассников это особо актуально, т.к. перед ними стоит выбор ВУЗа и профессионального направления.



Профориентационный тест «кто ты в IT?»
Ученики 8-11 классов прошли профориентационное тестирование на определение своей возможной IT-профессии (http://buduguru.org/test). Очень многие ребята заинтересовались результатом теста, сказав, что им такой вид деятельности действительно интересен.  
 
Занятие «В мире кодов»
Во 2-х классах прошли уроки на тему «Языки естественные и искусственные, кодирование информации». Ребята узнали, что компьютер понимает только двоичные коды и компьютер работает по программам, написанным программистами на различных языках программирования. Для них это стало большим откровением и вызвало недоумение и интерес. На уроке ребята кодировали и декодировали информацию по кодовым таблицам, разгадывали загадки.
   
Загадки и ребусы про компьютер
Очень важно уметь ориентироваться в мире кодов. Ученики 2-х классов на уроке выполняли задания в логических играх и тренажёрах в режиме онлайн на сайте для детей http://detionline.org/;
учились разгадывать закодированную в виде ребусов информацию; изучили обозначения, используемые в записи ребусов. После чего получили домашнее задание – самим составить ребусы и сочинить загадки про компьютер.
Проект «Умная вещь»
Ученики 3-х классов получили домашнее задание – подготовить проект «умной вещи». На уроке мы обсудили, что в современном мире очень много различных гаджетов, которыми мы активно пользуемся. Современная бытовая техника тоже снабжена электроникой, которая работает по программа. Ученики рассказали обо всех новых технологиях, о которых слышали по телевизору или от родителей. Дома ребята должны были нарисовать и описать ту «умную вещь», которая по их мнения была бы очень полезной. На следующем уроке ребята представили своим одноклассникам проекты, в ходе беседы  были высказаны предложения и дополнения разработок. Особо приятно, что некоторые ученики предложили устройства, которые помогли бы людям с ограниченными возможностями, например, специальные ботинки для тех, кто не может ходить или устройство, которое поможет людям с проблемами со зрением и т.д.

  
«Осваиваем алгоритм создания анимации в презентациях»
Ученики 3-х классов вспомнили, что такое алгоритм и если выполнить все действия алгоритма, то будет достигнут результат. Получив алгоритм создания анимации в презентации, и,  выполнив все указанные действия по порядку, ребята получили анимационную историю. Ребята выступали в роли формальных исполнителей. Вторая их работа была уже творческой. Ученики сделали новогодний мультик.
  

«Что такое интернет?»
Т.к. в современном мире очень много возможностей для работы в сети Интернет, было проведено занятие для учеников младших и средних классов «Что такое интернет?». В ходе занятия были затронуты такие темы, как возможности сети интернет, безопасность в сети, профессии для работы в сети, персональные данные и т.д.. Ученики задавали вопросы, что такое интернет, где хранится вся информация, которую можно найти в интернете, как создаются сайты и онлайн игры и т.п. Был продемонстрирован тематический видеоролик, мультфильмы, презентация, велась оживлённая беседа. Ребята признались, что узнали много нового, интересного и им есть над чем задуматься. Более подробно мы рассматриваем вопросы, связанные с глобальной сетью, во время Всероссийской акции « выходи в интернет».
  
«Творческая мастерская»
После видеолекции и обсуждений ребята поняли, что для ИТ-специалистам важны разные навыки и умения при работе с компьютером. Поэтому, традиционно, ученики 8-11 классов получили задания:
2-3 классы – в редакторе Paint создавали открытки с Днём информатики. Т.о. ученики узнали, что 4 декабря 2016 года отмечался День информатики. Это день рождения российской информатики.
8 классы – ученики изучили устройство компьютера, буквально «собирая его по частям» и обсуждая назначение каждого из комплектующих устройств. Разбирая и собирая системный блок, ребята убедились, что в устройстве компьютера нет ничего сложного. После чего получили задание: составить таблицу, демонстрирующую внешний вид и назначение всех устройств компьютера, включая комплектующие системного блока.
9 классы – создать видеоролики о своём классе или о себе. Это небольшой видеорассказ с фотографиями, видеонарезками, титрами и комментариями.
10 классы -  придумать сюжет социальной рекламы и снять видеролик с собственным участием в качестве актёра. Большинство ребят объединились в пары, придумали оригинальные идеи, выступили в роли сценаристов, актёров и режиссёров. На уроке были продемонстрированы оригинальные работы. Ребятами были выбраны темы для рекламы: «здоровый образ жизни», «патриотизм», «эстетика» и т.п.
11 классы – в редакторе MS Office Publisher создали буклеты на темы «Компьютерные вирусы и защита от них», «Защита информации».

«Компьютерная графика»
Изучив редакторы векторной и растровой графики: Inkscape и Gimp, которые являются свободно распространяемым ПО, ученики 9-10 классов получили проектные задания.
В редакторе растровой графики нужно было создать обложку для журнала. Содержание обложки должно удовлетворять тематики журнала. По сути, нужно было создать коллаж из разных картинок, в том числе и собственных фотографий.
В редакторе векторной графики нужно было нарисовать мульт-героя. Получились очень красивые качественные работы, а ребята убедились, что для создания компьютерной графики не нужно быть художником и уметь рисовать. Нужно только правильно работать с инструментами графического редактора. Компьютерная графика используется при оформлении любого компьютерного продукта, любой программы.
  
Рисуем «Искателя сокровищ»
Ученики 6 классов получили задание: нарисовать картинку в программе Paint или с помощью автофигур в программе MS Office героя тренажёра «Искатель сокровищ». Это задание было не случайно. По темам уроков информатики ребята в первой четверти рисовали в графическом редакторе, а во второй четверти – учились создавать графические иллюстрации возможностями текстового редактора.
«Триггеры в презентациях»
Ученики 10 классов создали презентации на тему «Чудо техники», 11 классы – «Проверь свои знания по теме ВИРУСЫ». Новым для ребят стало применение  триггеров в презентациях.  Нужно было рассказать как можно больше по своей теме и проявить умение работать с программой PowerPoint. Работу нужно было выполнить по заданным критериям. Критерии были заданы к содержанию презентации, правилам оформления и к работе в PowerPoint. Презентации свои ребята защищали перед одноклассниками, тренируя при этом свои ораторские способности.

Тестирование по программированию
Для учеников, изучающих информатику на профильном уровне, было проведено on-line тестирование по теме «Массивы» (http://91inform.blogspot.ru/p/blog-page_2.html)
Викторина «Алгоритмы и исполнители»
Ученикам была предложена викторина с заданиями, связанными с составлением алгоритмов, записью их в различных формах, составление блок-схем. Итоги будут подведены после нового года.
«Языки программирования»
Ученикам было предложено пройти увлекательный онлайн курс-знакомство "Неделя кода" для педагогов и учащихся, желающих познакомиться с несколькими языками программирования (Kodu, С#, Python, Visual Basic, Java и др.). Курс доступен на сайте проекта "Твой курс: ИТ для молодежи" . 
Web-квест «Мастер кода»
Ученикам было предложено принять участие в образовательном веб-квесте «Мастер кода». (https://sites.google.com/site/caskodabolsecemurok/home). Квест рассчитан на школьников 1 – 11 классов. Он предназначен как для самостоятельной работы, так и для работы в мини-группах. После выполнения заданий ученики прислали свои селфи с успешным прохождением этапов квеста на электронный адрес учителя.
«Мир исполнителей»
Ученики 9 и 11 классов научились выполнять задания ГИА по теме «Исполнители»: освоили исполнителей Чертёжник и Черепашка (ОГЭ), задания №6, 14, 22 (ЕГЭ).
Задания на программирование в ЕГЭ по информатике
Ученики 10 и 11 классов, планирующие сдавать ЕГЭ для поступления в ВУЗ, разбирали задания, связанные с темой «Алгоритмизация и основы программирования»: задания №8, 11, 19, 20, 21, 24, 25.
Занятия «Программируем на ЯП Pascal»
Основы программирования в нашей школе ученики изучают на примере языка программирования Pascal (free pascal и ABC pascal). Школьники решают задачи, записывая код программы на языке программирования и строя блок-схемы.

Занятия «Создаём модели в среде ООП lazarus»
Ученики 11 классов при изучении темы «Моделирование и формализация» сначала строят модели с использованием текстового редактора и табличного процессора, а потом переходят к знакомству с объектно-ориентированной средой программирования Lazarus. Старшеклассники начинают изучение с простых проектов (например, создать калькулятор, выполняющий основные арифметические операции), постепенно переходя к более сложным.

«Программируем с исполнителем РОБОТ»
Ученики 9 классов научились составлять алгоритмы в среде «Кумир» для исполнителя РОБОТ. Т.о. ребята осваивают основы программирования и готовятся к сдаче ОГЭ по информатике (задание 20.1). Очень быстро девятиклассники освоили систему команд исполнителя и безошибочно решили предложенные задачи.

Знакомство с App Invertor 2
Десятиклассникам на уроке были продемонстрированы возможности среды по созданию мобильных приложений App Invertor 2, после чего ребятам были предложены ссылки на ресурсы: http://www.it4youth.ru/resource_2016/343/ и http://appinvent.ru/nauchitsya/obzor (обучающий курс по созданию мобильных приложений). Через неделю ученики продемонстрировали перед одноклассниками свои созданные мобильные приложения. Изучив App Invertor 2, ребята получили возможность поучаствовать в региональном хакатоне по созданию мобильных приложений.


 Не смотря на то, что Всероссийская акция официально длилась с 5 по 10 декабря, мы в своей школе продолжаем работу в этом направлении! Запланировано в третьей четверти:
1.      со старшеклассниками изучить основы языка программирования C++,
2. с учениками средних классов познакомиться с карандашным программированием pancilcode (были пройдены курсы и получен сертификат),
3.  с 6 классами – запланировано участие в сетевом проекте «Шпионские страсти», по результатам которого будет оформлен групповой исследовательский проект «В мире кодов»,
4.      с 7 классами – изучить графические возможности языка программирования basic, освоить исполнителя ЧЕРТЁЖНИК,
5.      т.к.  в прошлом году все ученики освоили визуальное программирование в среде KODU, в этом году запланировано изучение среды СКРЕТЧ,
6.      с 8  - изучение HTML, создание web-сайтов,
7.      с 10 классами - изучение web-дизайна, таблиц стилей и основ javascript.



2015-2016 уч.г.


Акция "Час кода" проходит в рамках Международной недели изучения информатики и Дня информатики в России. В этом году акция проходит  с 4 по 13 декабря 2015г. при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, в партнерстве с ведущими ИТ-компаниями: «Лаборатория Касперского», «1С»,  «Майкрософт», «Акронис» и «Зептолаб».
Это акция направленна на популяризацию изучения информатики и программирования среди российcкой молодежи, а также повышения престижности ИТ- специальностей в глазах молодых людей.
В ходе акции в школе пройдут тематические уроки информатики и дополнительные мероприятия, посвященные информационным технологиям. Учащиеся в ходе акции узнают больше о программировании и о современных профессиях, связанных с ИТ. Также учащиеся могут пройти интерактивный тренажер на сайте акции часкода.рф и www.it4youth.ru. Также на сайте акции можно посмотреть официальный мультфильм акции Час кода 2015 про программистов и видеоролики от команд программистов известных ИТ-компаний.

Видео с ресурса http://www.it4youth.ru/

Интерактивный атлас по профессиям будущего  http://atlas100.ru/catalog/

http://atlas100.ru/examples/ - на странице можно посмотреть познавательные мультфильмы.
Навигатум — это понятные и познавательные мультфильмы для школьников средних и старших классов о конкретных профессиях и темах о труде. Мультфильмы адаптированы для разных возрастных категорий: старшие классы, 9 класс, средние классы, младшие классы. Для самых маленьких – стихи-мультфильмы о профессиях. Мультфильмы предназначены для проведения уроков профориентации. 

Профориентационный тест "кто ты в IT" - http://buduguru.org/test   

Профессиональная карта интернета: интересный рассказ об отраслях и специалистах, которые требуются для работы в них http://buduguru.org/areas


Отчёт: Урок "Час кода" 2015

Наша школа второй год принимает активное участие во всероссийской акции «Час кода». В рамках акции в школе прошли тематические уроки с использованием подготовленных материалов и методических рекомендации с сайта акции часкода.рф и http://www.it4youth.ru (Твой курс: IT для молодёжи). 

Урок "Час кода"
На уроках в разных классах (2-11), в зависимости от возраста, ребята посмотрели мотивационный видеоролик акции, видеолекцию, профориентационные мультфильмы, попробовали пройти онлайн-тренажёры на знакомство с базовыми понятиями программирования «Искатель сокровищ» и «Майнкрафт». Те, кто не успел на уроке пройти тренажёр до конца, прошли тренажёр дома, сделали селфи с результатом и отправили преподавателю по электронной почте. 

Также старшеклассники познакомились с интерактивным  атласом профессий будущего http://atlas100.ru.

Тестирование "Компьютерная грамотность"
Ученики 9-10 классов прошли онлайн тест на определение уровня компьютерной грамотности. Почти все ребята справились с вопросами теста. Всего несколько учеников получили за тест оценку «3», у остальных «4» и «5». 


Профориентационное тестирование "Кто ты в ИТ?"
На уроке ученики 9-11 классов прошли профориентационное тестирование на определение своей возможной профессии в ИТ: http://buduguru.org/test
Ученики с интересом читали описание профессии, выведенной после тестирования. Многие согласились, что эта профессия была бы им интересна.


ПРОЕКТ «Умные вещи»
В 7-х классах прошло мероприятие ПРОЕКТ «Умные вещи». Ребятам было предложено объединиться в группы по 3-4 человека и придумать модель «умной» вещи. Сначала мы обсудили, какие «умные» вещи уже созданы и существуют, что делает их умными. После чего, ребята приступили к обсуждению в своих группах. Ученики расписали возможности и функции своих ноу-хау и создали макеты изображений. Каждая группа презентовала свои идеи всему классу и ответила на вопросы одноклассников. Получились как совсем фантастические объекты, так и вполне реальные в будущем устройства. Это была позитивная творческая работа. 



ПРОЕКТ «Социальные видеоролики и видеоклип о городе»
Ученики 9-10 классов получили задание:
9 классы – создать видеоролики о своём классе или о себе. Это небольшой видеорассказ с фотографиями, видеонарезками, титрами и комментариями.
10 классы : 1)  придумать сюжет социальной рекламы и снять видеролик с собственным участием в качестве актёра. Большинство ребят объединились в пары, придумали оригинальные идеи, выступили в роли сценаристов, актёров и режиссёров. На уроке были продемонстрированы оригинальные работы. Ребятами были выбраны темы для рекламы: здорового образа жизни, мотивации к учению, воды, куклы, интересной реальной жизни (а не виртуальной), и.т.д.
2) снять видеоклип под песню о городе или области.


ПРОЕКТ «Графический дизайнер»
Изучив редакторы векторной и растровой графики Inkscape и Gimp, которые являются свободно распространяемым ПО, ученики 9-10 классов получили проектные задания.
В редакторе растровой графики нужно было создать обложку для журнала. Содержание обложки должно удовлетворять тематики журнала. По сути нужно было создать коллаж из разных картинок, в том числе и собственных фотографий.

В редакторе векторной графики нужно было нарисовать мульт-героя. Получились очень красивые качественные работы, а ребята убедились, что для создания компьютерной графики не нужно быть художником и уметь рисовать. Нужно только правильно работать с инструментами графического редактора.

ПРОЕКТ «Профессия в ИТ»

Ученики 10 классов создали презентации на темы «Профессия в ИТ», «Один день из жизни ИТ специалиста», «Чудо техники», изучив подробно выбранную профессию или  технические достижения. Нужно было рассказать как можно больше по своей теме и проявить умение работать с программой PowerPoint. Работу нужно было выполнить по заданным критериям. Критерии были заданы к содержанию презентации и к работе в PowerPoint. Презентации свои ребята защищали перед одноклассниками, тренируя при этом свои ораторские способности.

Викторина "Занимательная информатика"
В 10 и 11 классах прошла викторина по информатике. Ученики 10Б класса объединились в группы по 4 человека. Каждая группа выполняла одинаковые задания за ограниченный промежуток времени и получала баллы за правильные ответы. После каждого задания проводилась рефлексия и озвучивались правильные ответы. Задания, которые нужно было выполнить: ответить на вопросы общего характера, решить логические задачи, построить фигуру по точкам с координатами в разных системах счислениях, разгадать ребусы, восстановить потерянную информацию.
Ученики в 11 классе, работая в парах отвечали на вопросы и решали логические задачи.

Открытка с Днём информатики Загадки про компьютер
1) Ученики вторых классов узнали, что 4 декабря – это День информатики в России. Мы с ребятами ещё раз обсудили, что такое наука информатика, что она изучает, почему в современном мире необходимо изучать предмет информатики в школе. Далее ребята пофантазировали и предложили свои версии того, что может быть нарисовано на открытке с Днём информатики. И вот, работа закипела! В конце урока получились замечательные шедевры. В ходе работы над открытками ребята научились добавлять текстовую надпись в Paint.
 

2) На предыдущем уроке, после выполнения заданий в логических играх и тренажёрах в режиме онлайн на сайте для детей http://detionline.org/, ученика было задано домашнее задание: придумать загадку на слово «Компьютер» (желательно в стихотвороной форме).
Некоторые ученики прибегли к помощи родителей, некоторые всё полностью придумывали сами. Несколько человек схалтурили и взяли загадки из Интернета.
Те, кто составили загадки сами, очень были горды этим.
Вот несколько примеров загадок:
№1
Монитор, системный блок,
Информация хранится,
Обрабатывать её
Будем долго мы учиться!
Косицин Михаил, 2б

№2
Раньше такого умного друга не было
У школьников  в нашей округе.
Теперь в каждом доме на каждом столе
Стоит он – помощник тебе, да и мне!
Рисует, считает, хоть что вычисляет,
А если захочешь, в игру поиграет!
Он – ЭВМ. Это имя одно,
А как по другому зовём мы его?
Сарина Ольга, 2б

№3 Что это?
Всем на свете помогает,
Одним глазом нам моргает.
И на заданный вопрос,
Тут же делает запрос.
Направляет нас по ссылкам
И покажет нам картинки.
А теперь и вам запрос-
Вы ответьте на вопрос!?

Белова Лиза, 2а


Мероприятия, связанные с программированием, описаны на странице "Код-класс".

Официально акция "Час кода" проходит в этом году с 04.12.15 по 13.12.15. Но мы на этом не заканчиваем. Час кода в нашей школе продолжается!


2014-2015 уч.г.
Мы впервые принимаем участие в данной акции. С чего всё началось? Узнав о проведении Всероссийской акции «Час кода» мы ознакомилась с материалами, представленными на сайте акции www.coderussia.ru. После чего мы с учителями информатики нашей школы обсудили цель участия в акции. Приняв решение об участии, рассказали об акции администрации школы, коллегам, родителям и ученикам. На школьном сайте было размещено объявление об участии нашей школы в акции «Час кода» и о том, что совсем скоро состоится необычный урок.  Появилась интрига!
На уроках информатики во всех классах (2-11 классы) прошли тематические уроки «Час кода»

Этапы урока «Час кода»:
  • Вступление - Место и роль ИТ в жизни человека.
  • Просмотр с дальнейшим обсуждением мотивационного видео-ролика с участием звезды российского кино и представителей сферы информационных технологий (Выбирай ИТ!).
  • Видео-лекция от представителей ведущих ИТ-компаний (ИТ – будь в теме!) с дальнейшим обсуждением.
  • Краткий обзор IT-профессий, востребованных на рынке труда (задание было дано учащимся заранее).
  • Онлайн-тренажер «Лабиринт»
  • Рефлексия.
  • Домашние индивидуальные и групповые проекты с использованием облачных технологий.


В младших классах видео-лекция была заменена на работу в группах над проектом «Умная вещь».
Просмотрев видео-лекции и обсудив актуальные вопросы, связанные с местом и ролью ИТ в жизни человека, ученики младших классов, среднего и старшего звена были очень заинтересованы данной темой  и  задавали много вопросов. На этом, конечно же, останавливаться и ограничиваться только одним уроком было уже нельзя. Для учеников разных классов были запущены индивидуальные и групповые исследовательские и творческие проекты, для реализации которых все ученики использовали возможности облачных технологий, которые ребята с радостью освоили, что ещё больше повысило интерес и мотивацию учащихся. Специально для выполнения проектов по материалам с сайта акции был создан блог «Информатика и ИКТ» (http://91inform.blogspot.ru/). Здесь ученики  размещали свои проекты -  результаты своей творческой и исследовательской работы и следили за итогами. Все проекты начинались с обсуждения актуальности данной работы. Ссылки на выполненные работы ученики разместили в таблицах на страницах классов блога «Информатика и ИКТ».
Проекты по методическим материалам с сайта акции:
1)    Групповой проект «Умная вещь»


Работа над проектом началась с обсуждения на уроке с учениками того, что информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее, но самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее. Обсудив, каким будет наш мир в будущем, учитывая современные технологии и прогресс, пришли к выводу: многие вещи, которые мы видим в фантастических фильмах, станут повседневной реальностью.  Ребятам было предложено, разделившись на группы,  придумать, спроектировать и описать  свою «Умную вещь».


Ученики 4-х классов по собственному желанию разделились на группы.  Было решено проектировать «Умный дом» и «Умный портфель». На уроке в своей группе  ребята обсудили возможности, функции, внешний вид,  достоинства и недостатки своего проекта. Для каждой группы был создан с использованием облачных технологий документ с открытым доступом. Дома каждый ученик, зайдя в документ своей группы, выполнил свою часть работы. На следующем уроке каждая группа представила свой проект. Работы учеников также могли видеть и их родители. Видеть и принимать участие. Ученики 7-8-х классов тоже работали над описанием своей «умной вещи».
2)    Проект «Знакомство с биографиями и достижениями известных в ИТ людей»
Ребятам 9-10 классов нужно было выбрать одного из предложенных известных в области IT-технологий людей, создать документ, в котором нужно разместить информацию про этого человека: ФИО в виде заголовка, фото, чем занимается, почему стал известен, краткую биографию, интересные факты из жизни, а также несколько активных ссылок на источники информации.

3)    Проект «Один день из жизни IT-специалиста» 


Ученикам 10 классов было предложено изучить материалы, представленные в Интернете по этой теме и создать презентацию, демонстрирующую один день из жизни IT-специалиста: место работы, условия труда, род деятельности и т.п.
    4)    Проект «Профессии в IT»
Ребята 9-10 классов провели исследовательскую работу, проанализировав востребованные на рынке труда ИТ-профессии. Результат был представлен в виде презентации с использованием облачных технологий, в которой должна быть отражена следующая информация: название профессии, что делает данный специалист, какими качествами должен обладать, средние зарплаты (в виде диаграммы), востребованность на рынке труда, где можно получить образование в нашей области (в каких вузах), рядом находящихся областях, Москве и Санкт-Петербурге.


5)    Проект «Современные IT-компании»
Ученики 10 классов рассмотрели современные крупные IT-компании, провели исследовательскую работу. В отчётных презентациях была представлена информация о компании, виде деятельности, фотографии офисов, кабинетов и зон отдыха, IT-специалистах, работающих в компании.

6)    Web-квест «Профессии будущего»
После знакомства с атласом профессий будущего, ученики 10-11 классов приготовили небольшие доклады о профессиях будущего и заполнили предложенную таблицу, разместив информацию о профессии и ссылки на интернет-ресурсы с более подробной информацией о профессии.
7)    Web-квест «ИТ праздники»
Для знакомства с IT-праздниками ученикам 9 классов было предложено представить информацию в виде схемы с названиями праздников, датами празднования и ссылками на более подробную информацию.

8)    Проект «Языки программирования»
В этом проекте ученикам 10 и 11 классов нужно было вспомнить или  найти информацию о том, что такое язык программирования,  какие бывают языки программирования, что такое объектно-ориентированные языки программирования, языки высокого и низкого уровня, историю создания и т.п. Результат представить с помощью облачных технологий в виде документа или презентации.


Помимо проектов были проведены следующие мероприятия:

1) Мастер-класс для учителей школы по теме «Облачные технологии»
По просьбе учителей-предметников был проведён мастер-класс для знакомства учителей с новыми информационными технологиями.  Коллеги узнали о возможностях  работы в Интернете с облачными технологиями и их практическом применении в своей педагогической деятельности в урочное и внеурочное время. Ведь чем чаще ученики будут видеть применение современных информационных технологий не только на уроках информатики, тем сильнее будет осознание и понимания необходимости "идти в ногу со временем".

2) Школьный конкурс рисунков «Мир ИТ- профессий»
В рамках акции «Час кода» был объявлен школьный конкурс рисунков для учеников 1-9 классов, выполненных в любом графическом редакторе «Мир ИТ- профессий» . Объявление о конкурсе было размещено на школьной доске объявлений и на официальном школьном сайте. Также было подготовлено обращение к родителям учеников младших классов  с просьбой уделить немного времени своему ребёнку и помочь в участие в конкурсе. Цель конкурса: пробудить интерес учащихся к изучению информатики; изменить позицию ребенка от простого потребителя информационных продуктов (социальные сети, компьютерные и мобильные игры) на позицию создателя; познакомить с современными ИТ-профессиями.
Задание: нарисовать специалиста любой выбранной ИТ-профессии на рабочем месте, указав название профессии, которой посвящён ваш рисунок и 1-2 предложения о том, что это за профессия.
3) Викторина «Алгоритмы и исполнители» для 4, 7, 8 классов
4) Конкурс «Моя первая программа в KODU»
С учениками 8-11 классов  было обсуждено, какие компьютерные игры бывают, что необходимо знать и уметь, чтобы создать свою игру. Ребятам было предложено пройти тренажёр «Миры KODU», представленный на сайте акции,  придумать и создать свою компьютерную игру в программе KODU.  
5) Мастерская «Архитектура компьютера»
Ученики 8 класса изучали устройство компьютера, буквально «собирая его по частям» и обсуждая назначение каждого из комплектующих устройств. После чего получили задание: используя облачные технологии, создать презентацию по теме «Архитектура компьютера».

6) Школьная олимпиада по программированию на языке PASCAL для учеников 10, 11 классов, изучающих информатику на профильном уровне
7) Тестирование по программированию для учеников, изучающих информатику на профильном уровне
8) Ученики 11-го класса информационного профиля организовали волонтёрское движение. Девочки выступили перед учениками других классов с презентацией о современных IT-профессиях. Они представили слушателям  результаты своей исследовательской работы в рамках городского конкурса «Мир IT-профессий». Ученики других классов были заинтересованы рассказом о профессиях web-дизайнер и системный аналитик.

9) Команда учеников 8-х классов зарегистрировалась и принимает участие в сетевом проекте «Мир KODU». Проект начался с 1 декабря и продлится до конца февраля.

10)  Мастерская «Моя творческая работа»

Во 2-8 классах и 10-11 классах, изучающих информатику на базовом уровне, на изучение предмета по программе отводится 1 час в неделю, в 9 – 2 часа и только в 10-11 профильных классах - 4 часа плюс спецкурсы. Поэтому, чтобы сильно не отставать от программы, ученикам были предложены задания, которые не выходили за рамки тем уроков.
После просмотра видео лекции и услышав, что для ИТ-специалиста важны разные навыки и умения при работе с компьютером, ребята 9-11 классов попробовали себя в роли художников и создателей рекламных видеороликов.
Ученики 7 классов создавали рекламные листовки, рекламируя школьные принадлежности.
Ученики 4-х классов создавали открытки с Днём информатики. В открытках они писали свои рассуждения на тему, почему важно изучать информатику.

Ученики 11-х классов создавали тематические календари на 2015 год  на тему «ИТ праздники».

Не смотря на то, что Всероссийская акция официально длилась с 4 по 12 декабря, мы в своей школе продолжаем работу в этом направлении!


 Отзывы
Учителя: Акция "Час кода" охватила всех учеников нашей школы, также были задействованы учителя и родители. Ученики всех классов с радостью выполняли задания, связанные с изучением мира IT-профессий и новых информационных технологий. Тренажер "Лабиринт Ам Няма" доставил массу удовольствий как ученикам младших классов, так и старших. Те, кто не успел выполнить все задания на уроке, доделали дома и принесли сертификаты. "Миры KODU" заинтересовали возможностью создать свою собственную игру. У нас уже есть первые результаты. У многих учеников появился интерес к программированию, осознание того, что возможности ИТ велики и за ними будущее, что каждый может внести свой вклад в развитие этой сферы! Параллельно мы освоили облачные технологии. Теперь ученики знают, что это такое и как этим пользоваться!
Ученики: У нас прошли занимательные уроки, были необычные задания. Особенно интересно было  выполнять задания, используя облачные технологии. Нам понравился тренажёр «Лабиринт». 9 и 10 задания были трудноваты, но мы и с ними справились. Видеоролики были очень познавательны. Оказывается, существует огромное количество современных ИТ-профессий о которых мы даже не подозревали. Было бы здорово работать в крупной современной ИТ-компании и быть успешным ИТ-специалистом. И это возможно!
Родители: В современном обществе мало известно о ИТ-профессиях. Не смотря на то, что все вокруг пользуются различными гаджетами, мы мало задумываемся, кто работает над их созданием. Да и ИТ-профессии не находятся на виду, как например, профессия врача или учителя. Очень хорошо, что дети получили дополнительную возможность исследовать мир ИТ-специальностей да ещё и в такой интересной форме. Дети чаще пользуются компьютером и другими электронными устройствами для развлечений: общения в социальных сетях или игр. Когда ребёнок осознаёт, что современные ИТ – это не только развлечения, но и огромные возможности, поле для созидания, появляется мотивация, стремление к учению, знаниям. Проведение акции «Час кода» очень актуально. А дети с большим интересом выполняли задания, открывая для себя новые возможности ИТ. Спасибо за организацию этой акции!

Информация об участии в акции была размещена на школьном сайте в разделе «Новости». Отчёт о проведённой акции размещён на школьном сайте http://sch91nov.narod.ru/chaskoda.htm и в блоге http://91inform.blogspot.ru/p/blog-page_19.html.

Результаты:







Комментариев нет: